Джозеф Стиглиц: Америка на обочине истории

Джозеф Стиглиц: Америка на обочине истории
В Аддис-Абебе, столице Эфиопии, прошла 3-я международная конференция по вопросам финансирования развития. Время проведения конференции приходится на эпоху, когда развивающиеся рынки проявляют способность поглощать огромные денежные объемы. К тому же задачи, которые ставятся перед этими странами, такие как инвестиции в инфраструктуру (энергетика, дороги, порты и пр.), строительство городов, которым предстоит стать жильем для миллиардов людей, переход к «зеленой» экономике, непомерно огромны. Одновременно, дефицит денег, ожидающих реализации, отсутствует. Лишь несколько лет назад Бен Бернанке, в те времена глава ФРС США, говорил об избыточных сбережения в мире. Однако, инвестиционные проекты с высокой степенью социальной отдачи испытывали нехватку финансирования. Эти проблемы сохраняются и сейчас. На сегодняшний день, так же как и тогда, мировые финансовые рынки, которые должны быть посредником между сбережениями и инвестициями, делают выбор в пользу рисков. Кроме того, большинство инвестиционных проектов, в которых нуждаются развивающиеся страны, являются долгосрочными. Также долгосрочными являются и большинство сбережений – это триллионы долларов на пенсионных счетах, в пенсионных фондах, в госфондах благосостояния. Но финансовые рынки, проявляя близорукость, становятся между ними барьером. За последние тринадцать лет, прошедших после 1-й международной Конференции по вопросам финансирования развития в Мексике в 2002 году, многое изменилось. В те времена в мировой экономической политике ведущую роль играли страны G7. Сегодня крупнейшей экономикой мира является Китай и его сбережения примерно вполовину больше, чем в США. В 2002 году финансовые институты представлялись магами в сфере управления рисками и распределения капитала. Сегодня же они видятся магами манипулирования рынками и других видов мошенничества. До сих пор не услышан призыв к развитым странам о выделении, по крайней мере 0.7% их ВВП, на помощь развивающимся странам. Всего несколько государств – Швеция, Норвегия, Дания и Люксембург, а также примкнувшая к ним Великобритания, в 2014 году выполнили свое обещание. А вот США выделили на эти цели всего 0.19% ВВП. Развивающиеся страны обращаются сегодня развитым странам: если вы не в состоянии выполнить свои обещания и оказать помощь, то по крайней мере не мешайте в создании архитектуры мировой экономики, которая будет работать и для бедных стран. Не вызывает удивления тот факт, что США совместно с другими развитыми странами, создают помехи в деле реализации этих усилий. Когда Китай, в целях перенаправления части избыточных глобальных сбережений на наиболее нуждающиеся в них сферы, предложил создать Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, США предприняли попытки торпедировать данный проект. Также США блокируют направление, которое ведет к установлению верховенства закона в сфере международных заимствований и финансов. Например, если бы рынки облигаций были отлажены, надежный способ предотвращения государственных дефолтов был бы уже найден. На сегодняшний день такого способа не существует. Аргентина, Греция и Украина представляют собой примеры провала действующей международной системы. Особое разочарование в ходе дискуссии на конференции в Аддис-Абебе вызывает позиция США. Развивающиеся страны открыли свои рынки для международных компаний, поэтому очень важно, чтобы они могли облагать налогами ту часть прибыли этих монстров, которую те получают при ведении бизнеса в этих странах. Но крупнейшие транснациональные компании проявляют исключительную гениальность только в уклонении от налогов, которая выше их таланта в создании инновационных продуктов. И развитые, и развивающиеся страны теряют миллиарды долларов налоговых доходов. В прошедшем году Международный консорциум расследовательской журналистики обнародовал информацию по масштабным уклонениям от налогов в Люксембурге. И если богатые страны, такие как США, могут смириться с таким поведением, то бедные страны такое позволить себе не могут. США и другие ведущие страны мира настаивают на незначительных изменениях, которые должна порекомендовать ОЭСР. Те страны, которые являются родиной могущественных уклонистов от налогов, должны сформировать систему, призванную сократить подобные масштабы. В данный момент реформы ОЭСР представляют собой лишь косметический ремонт несовершенной системы и являются неадекватными. Развивающиеся страны во главе с Индией уже доказывали, что форумом для обсуждения подобных глобальных вопросов могла бы стать уже существующая группа в ООН — Комитет экспертов по международному сотрудничеству в налоговой сфере, чей статус и соответствующее финансирование необходимо повысить. США выступили против, так как хотят сохранить все по прежнему, оставив глобальное управление в руках развитых стран. Однако новые реальности требуют новых форм управления, с присутствием более сильного представительства развивающихся стран. Хотя США и победили в Аддис-Абебе, они продемонстрировали всему миру, что встали на обочину истории.