Смогут ли деньги МВФ «запустить» украинскую экономику

Смогут ли деньги МВФ «запустить» украинскую экономику
Международный валютный фонд заявил о готовности предоставить Украине новую кредитную линию по расширенной программе. Как ранее сообщалось, озвученная сумма финансирования – $17,5 млрд, срок кредитования – 4 года. Главные риски, сопровождающие данное сотрудничество Украины и МВФ, связаны с неэффективным использованием средств – часть из которых может пойти на погашение долгов, в том числе по кредиту перед Россией. Также на средства МВФ власти пополнят золотовалютные резервы и попытаются поддержать банковскую систему страны. Таким образом, первый транш послужит «залатыванию дыр» в украинской экономике. «Я рада сообщить, что совет директоров МВФ сегодня одобрил программу EFF в $17,5 млрд с Украиной», – заявила вчера директор-распорядитель Фонда Кристин Лагард. Сумма была согласована в середине февраля 2015 года, во время визита в Украину миссии МВФ. Напомним, программа сотрудничества между Украиной и МВФ пересматривалась с осени. Как ранее сообщал Forbes, девальвация гривны и изменение макропоказателей привели к тому, что без пересмотра ключевых условий продолжать сотрудничество с финансовым донором было бы невозможно. Президент ИГ «Универ» Тарас Козак отмечает, что традиционно Украина участвовала в программе stand-by. «Это значило, что средства в основном выделяются для Нацбанка, и только иногда небольшая часть их предоставляется в бюджет. Займы достаточно краткосрочные, 2-3 года – и уже начинается погашение этих средств. Сейчас же мы подписали EFF – это долгосрочная программа, которая предусматривает кредитование как бюджета, так и резервов НБУ. И именно поэтому была задержка – потому что мы переходили со stand-by на EFF. А нам как раз сейчас нужна массивная, существенная долгосрочная помощь», – говорит Козак. Основная масса средств, которую получит Минфин, пойдет на погашение внешней задолженности. Виталий Шапран, УОФА В процессе согласования программы основные спорные моменты возникли между правительством и Национальным банком Украины. В целом, по данным Forbes, связанные с НБУ вопросы по рекапитализации банков и монетарной политике подвергались критике участниками переговоров с МВФ, в том числе из-за вопросов относительно банков, связанных с первыми лицами страны, а также из-за затягивания вопросов по банку «Дельта». Кроме того, спорным моментом была позиция правительства по НАК «Нафтогаз» – его дефицит планируется ликвидировать к 2016 году. Отметим, что программа взаимодействия МВФ и Украины называется, в том числе, «амбициозной экономической программой». Еще в октябре 2014 года профессор MIT Андрей Кириленко рассказывал Forbes, что реформирование «Нафтогаза» является одним из главных условий для эффективного развития украинской экономики. Между тем у финансового сообщества основные ожидания связаны с положительным имиджевым влиянием на Украину решения МВФ. «Позитивное решение от МВФ по программе должно помочь и предоставить некую передышку стране, а также дать сигнал другим кредиторам и открыть окно для новых двусторонних заимствований от международных доноров. Само ожидание позитивного решения позволило, в том числе, снизить спекулятивное давление на гривну и дало некий тренд на откат по валюте, что, опять же, должно ослабить хватку финансово-экономического кризиса и дать больше позитивных сигналов населению и бизнесу», – подчеркивает инвестиционный аналитик Иван Угляница. Однако непосредственный эффект от финансовых вливаний страна почувствует при соблюдении целого ряда условий. Вадим Гриб из компании ТЕКТ напоминает, что все деньги расписаны, потому что у страны накоплено много долгов: «Вспомнить хотя бы $3 млрд долга перед Россией, по займу, полученному в декабре 2013 года. В договоре прописано, что при ухудшении ситуации в экономике РФ может досрочно требовать погашения». Мы находимся в таком состоянии экономики, что деньги нужны прямо сейчас. Хотелось бы, чтобы информация о получении средств страной была информационным трамплином, который запустил бы процесс возврата доверия к банковской системе. Василий Горбаль, экс-член совета НБУ «Основная масса средств, которую получит Минфин, пойдет на погашение внешней задолженности. Это приведет к тому, что НБУ из своих ЗВР не будет отвлекать ресурсы для обслуживания внешнего госдолга. Раньше у нас ЗВР уменьшались в том числе потому, что была необходимость обслуживать госдолг. А сейчас ЗВР уже не должны уменьшаться такими темпами, потому что большая часть средств, которая пойдет на Минфин, она пойдет на выплаты по госдолгу. А то, что останется в НБУ, пойдет на пополнение ЗВР», – отмечает член Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран. По мнению Вадима Гриба, чтобы кредит МВФ принес позитивные изменения украинской экономике, необходимо предпринять целый ряд неотложных мер. «Нужно проводить сокращение социального государства, медицинскую и страховую реформу, реформу образования, НАК «Нафтогаз». Бюджет нужно сбалансировать. У населения на руках – миллиарды гривен. Нужно не обкладывать средний класс и население налогами, а запускать экономику и развивать малый бизнес, дать возможность населению зарабатывать», – подчеркивает Гриб. Экс-член совета НБУ Василий Горбаль также считает, что первоочередным для экономики Украины сегодня является возврат доверия к банковской и финансовой системе. «Есть позитив в том, что решение МВФ было принято. Мы находимся в таком состоянии экономики, что деньги нужны прямо сейчас. Допускаю, Министерство финансов готовится к каким-то реформам, – объясняет Горбаль. – Хотелось бы, чтобы информация о получении средств страной стала информационным трамплином, который запустил бы процесс возврата доверия к банковской системе». Как и Вадим Гриб, Василий Горбаль называет очень важным запуск кредитования, без которого говорить об эффективном развитии экономики будет непросто. Между тем в терминологии МВФ политика взаимодействия между Фондом и Украиной будет направлена на поддержание гибкого валютного курса для стабильного накопления золотовалютных резервов, а также – на реформы государственного управления. В особенности – по противодействию коррупции и по реформированию судопроизводства, дерегуляции и улучшению бизнес-климата в стране.