Страницы: 1
Ответить

Изменение функций ГКЦБФР. ПФТС становится биржей.

 
Закон биржевого монополизма

"Инвестгазета", 28 февраля - 6 марта 2006 г.
Автор: Вячеслав МИРОНЕНКО, Александр ТАРАН


Расширение полномочий Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и проведение торгов ценными бумагами исключительно биржами — две ключевые новации нового закона «О ценных бумагах и фондовом рынке», принятого парламентом на прошлой неделе. Документ призван заменить закон «О ценных бумагах и фондовой бирже» 1991 года. Последний был уже настолько напичкан поправками, что, по мнению участников рынка, устарел уже лет десять назад



Голосование по Закону «О ценных бумагах и фондовом рынке» в Верховной Раде прошло на удивление тихо и без эксцессов. Безразличие депутатов участники рынка объясняют просто: в отличие, к примеру, от другого законопроекта — «Об акционерных обществах», новый закон не затрагивает интересы крупного капитала, не предлагает принудительно открывать отчетность или заботиться о миноритариях. По мнению большинства экспертов, закон просто зафиксировал положения и правила, утвержденные Госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку ранее. То есть закон лишь создает структуру рынка, а доработку деталей оставляет на ГКЦБФР.

«Новый закон позволит госкомиссии эффективнее регулировать рынок. Принятие этого закона — позитивный шаг. Однако теперь придется много работать, чтобы привести наши нормативные акты в соответствие с новым законодательством», — говорит начальник отдела развития законодательства на рынке ценных бумаг ГКЦБФР Максим Либанов. Это, с одной стороны, дает комиссии большие права, с другой — предполагает возможность злоупотреблений большой властью. Теперь госкомиссия будет самостоятельно определять порядок и условия лицензирования фондовиков, тогда как раньше это делал Кабмин.

Впрочем, участников рынка это не очень беспокоит. «Увеличение полномочий ГКЦБФР в целом вписывается в общую концепцию развитого фондового рынка, и мы не расцениваем ее как зарегулированность. Скорее это восполнение пробелов, которые были в регуляции», — говорит генеральный директор Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса Евгений Григоренко.

Одна из новаций, прописанная в законе, — новый вид финансовых услуг, а именно управление ценными бумагами. Этот вид услуг позволит брокерам, распоряжаясь активами клиентов, самостоятельно определять, в каком объеме покупать или продавать ценные бумаги. «Мы надеемся, что это активизирует весь фондовый рынок, — заявил господин Либанов.— Этим, в первую очередь, воспользуются спекулянты». Также впервые на законодательном уровне прописана процедура публичного и частного размещения акций, что облегчит акционерным обществам привлечение капитала.

Существенно повышаются требования к профессиональным участникам рынка. А именно: к уставным фондам торговцев ценными бумагами и бирж. В частности, дилеры обязаны будут иметь уставный капитал не менее 120 тыс. грн., при сегодняшних 17 тыс. грн.; брокеры — не менее 300 тыс. грн. (сегодня 3,4 тыс. грн.), андеррайтеры — не менее 600 тыс. грн. При этом уставный фонд должен быть оплачен денежными средствами. Как считают в комиссии, такие высокие планки помогут избежать создания компаний-однодневок, которые задействованы в схемных операциях с ценными бумагами. Из этих же мотивов торговцам запрещается иметь долю в уставном фонде других торговцев большую, чем 10%. Повысятся требования и к биржам. Согласно действующему законодательству, уставный капитал биржи будет увеличен со 170 тыс. грн. до 3 млн. грн. (при проведении расчетно-кассовых операций).

Отдельные новеллы закона касаются не только профессиональных участников рынка, но и всех компаний. К примеру, упрощается система доступа к информации эмитентов. Если ранее они могли размещать информацию о себе на официальном сайте регулятора, то теперь эти данные в обязательном порядке нужно будет ежегодно публиковать еще и в официальных печатных изданиях.

Из приятных норм — любое юридическое лицо, независимо от формы собственности сможет выпускать облигации на сумму, не превышающую трех размеров собственного капитала, или обеспечения, предоставляемого третьими лицами. Согласно действующему законодательству, акционерное общество имело право выпускать облигации на сумму, не превышающую 25% размера его уставного капитала. Для обществ с ограниченной ответственностью таких ограничений не существовало.



ПФТС станет биржей


Один из ключевых пунктов нового документа предусматривает новые правила торговли на организованном рынке. Теперь проводить торги ценными бумагами имеют право исключительно биржи. Другие организационные формы попросту не указаны (раньше это могли делать и торгово-информационные системы (ТИС)). При этом биржа может быть создана и в форме дочернего предприятия — объединения участников фондового рынка, которое имеет статус саморегулирующейся организации. Фактически это означает, что крупнейшая в Украине торговая площадка — ПФТС — автоматически получит статус биржи, чего она давно добивалась.

Участники рынка утверждают, что теперь у ГКЦБФР уже нет оснований отказать ПФТС. «ПФТС не надо будет реорганизовываться в акционерное общество с непонятной структурой капитала», — комментирует директор по развитию бизнеса инвестиционной компании «Он-Лайн Капитал» Михаил Ройко. Однако в Госкомиссии пока не спешат с выводами. «Мы дадим ответ только после того, когда внимательно изучим новый закон», — заявил руководитель аппарата ГКЦБФР Михаил Непран. Вместе с тем, он говорит, что руководство ГКЦБФР предлагало совсем иную форму собственности для бирж — акционерное общество.

В итоге, в процессе двух чтений в документ было внесено более 150 поправок, которые ни комиссия, ни участники рынка пока еще не успели «переварить». По словам руководителя аппарата ГКЦБФР Михаила Непрана, только после длительного изучения она сможет рекомендовать или не рекомендовать президенту подписать закон.

Впрочем, участники рынка опасаются, что президент может ветировать этот документ — ведь норма, которая позволит ПФТС безболезненно получить статус фондовой биржи, не вписывается в общую стратегию развития фондового рынка. Напомним, что ранее президент Виктор Ющенко подписал указ о развитии рынка ценных бумаг, в котором предлагалось сконцентрировать торговлю на биржах. Участники рынка называют «соавтором» этого указа бывшего заместителя главы Секретариата президента Бориса Соболева, который представляет интересы Ассоциации украинских фондовых бирж. Сами биржевики, похоже, всерьез обеспокоились тем, что у них теперь появится полноправный конкурент. Ведь фактически, если ПФТС станет биржей, другим организаторам торговли будет весьма сложно с ней конкурировать, так как, по словам участников рынка, у них нет ни необходимых технологий, ни достаточного количества клиентов.

Представители бирж утверждают, что новый закон был пролоббирован сторонниками ПФТС. «В целом он очень хороший. Однако за ним чувствуется «рука» ПФТС», — говорит председатель правления Киевской международной фондовой биржи Андрей Казаков. — Теперь фондовой биржей сможет стать любое общество с ограниченной ответственностью. Это приведет к тому, что вместо восьми бирж будет 400». В лоббистских действиях ПФТС обвиняют и чиновники ГКЦБФР. «Мы в этом не сомневаемся и намерены советовать президенту ветировать эакон в принятой парламентом редакции», — заявил чиновник, пожелавший остаться неназванным.



Основные новшества закона «О ценных бумагах и фондовом рынке»


Инструменты фондового рынка — устранены как вид акции на предъявителя, введение в законодательное поле новых видов ценных бумаг (ЦБ) — закладных, ипотечных и ордерных ЦБ



Виды финансовых услуг — добавлен новый вид профессиональной деятельности на фондовом рынке — управление ЦБ



Торговые площадки — деятельность по организации торговли на фондовом рынке имеют право вести только фондовые биржи, которые могут быть созданы и в форме дочернего предприятия объединения участников фондового рынка, которое имеет статус саморегулирующейся организации



Участники рынка — повышены требования к размерам уставных фондов торговцев ценными бумагами и бирж



Публичное и закрытое размещение ЦБ — позволяет в будущем разграничить акционерные общества на публичные и частные и снять основное препятствие (вопрос существования закрытых АО) на пути принятия другого системного закона — «Об акционерных обществах»
Страницы: 1
Ответить
Читают тему (гостей: 1)

Вход