От моря до моря
|17:50|

От моря до моря

На прошедшей неделе в правительстве Украины снова заговорили о слабом использовании транзитных возможностей страны. Вице-премьер Валерий Вощевский поручил профильным министерствам максимально упростить процедуру транспортировки грузов через территорию Украины с целью стать стратегической составляющей транспортного коридора «Балтийское море − Черное море». При этом основная задача Украина заключается в том, чтобы грузы с севера на юг пошли именно по украинским дорогам.

В феврале 2003 года из Ильичевска через Минск в направлении литовского морского порта Клайпеда отправился грузовой контейнерный поезд «Викинг», что стало началом реализации главной задачи – регулярного соединения  Балтики и Причерноморья. Для упрощения пути «Викингу» Украина, Литва и Беларусь подписали в 2008 году соглашение о развитии перевозок.

В январе текущего года Украина приняла решение о расширении сотрудничества и предложила вывести соглашение на межправительственный уровень. Для того, чтобы все функционировало необходима четкая координация в профильных министерствах, на таможне, в пограничной службе, говорит Оксана Рейтер, заместитель министра инфраструктуры Украины по вопросам европейской интеграции, а главным условием для привлечения дополнительных грузовых потоков через украинскую территорию должно стать их свободное передвижение.

Тем временем увеличились амбиции проекта. Предложение было разослано десяти странам: Латвии, Литве, Польше, Молдове, Грузии, Беларуси, Болгарии, Турции, Азербайджану и Эстонии. Причем проект развивается не на одном конкретном маршруте, а общим направлением из Одессы до Балтийского моря, включая транспортировку грузов по железной дороге «Викингом» и «Зубром» (с 2012 года курсирует в Латвию), грузовиками по автомобильным магистралям и судами по водным путям.

В любом случае начинать надо с модернизации

Данный транспортный коридор очень интересен своей географией. По словам экс-заместителя министра инфраструктуры Александра Кавы этот коридор намного быстрее ныне действующего, по которому грузы идут из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу морским путем. Тем не менее, в Украине проблемы на таможне и они могут перевесить все преимущества.

И вот возникает вопрос, насколько Украина, с ее инфраструктурой и существующими проблемами, способна реализовать свои возможности и стать транспортным коридором. В этом плане с А.Кавой солидарно агентство Reuters, которое утверждает, что это возможно, но нужна модернизация. Инфраструктура не загружена в полной мере и одним из приоритетов на сегодняшний день является максимальная загрузка портов, отмечает Reuters.

Железной дороге необходимо увеличение электрифицированных путей, в первую очередь от Чернигова на Гомель и от Житомира на Минск. Соответственно белорусская сторона готовит участки от Гомеля на Минск и далее на Вильнюс.

По словам А.Кавы совместная модернизация позволит направлять грузы из Одессы в Клайпеду без переформирования состава. По данным издания Forbes в зависимости от специфики участков железной дороги это может стоить 0.8 – 1.3 млрд. грн. Украинское правительство накануне утвердило финплан «Укрзализныци», в котором на модернизацию выделено более 1 млрд. грн.

Меньше проблем с автомобильными дорогами. Основной магистралью должна стать дорога Одесса – Киев – Чернигов, с учетом того, что довести до уровня первой категории необходимо только участок длиною 70 км. от Чернигова до границы с Беларусью.

По речному транспорту также почти все готово к сотрудничеству. Украина, Беларусь и Польша готовы к возобновлению проекта маршрута протяженностью более 2 тыс. км. по Висле, Западному Бугу, Припяти и Днепру. На сегодняшний день пока непригоден для судоходства только участок от Варшавы до Бреста по реке Западный Буг. Маршрут начнет работать после того, как польская сторона исправит ситуацию, говорит А.Кава.

Как всегда 50 на 50

На сегодняшний день  экономическую выгоду от транспортного коридора оценить достаточно сложно. Все будет зависеть от количества стран-участниц. Одесса дает «зеленый свет» грузам из Европы в Турцию, Болгарию и Грузию. Если к проекту присоединяется Азербайджан, открывается доступ к Каспийским территориям и затем в Китай. Тогда Украина может стать частью «шелкового пути». Но до тех пор, пока грузы будут задерживаться с целью коррупции, транспортные потоки будут направляться в обход Украины.

Эксперты оценивают преимущества данного проекта по разному. Экономист Борис Кушнирук уверен в выгодности транспортного коридора. Украина получит прибыль от транспортных перевозок и погрузки-разгрузки в портах. Но он считает, что упрощение процедуры оформления грузов и снижение тарифов – это только одна стороны медали. Куда важнее – обеспечение прозрачности работы портов и искоренении там коррупции. По мнению эксперта необходимы приватизация и демонополизация портов и железной дороги, создание конкурентной среды в инфраструктуре.

С другой стороны президент Украинской логистической ассоциации Мария Григорак не уверена в успехе таких начинаний, в связи с тем, что в результате снижения объемов глобальной торговли работать через украинское направление достаточно дорого и рискованно. Ведь маршруты нарабатываются в течение длительного времени и если транзитные потоки покинули Украину, возвратить их будет непросто. В настоящее время Украина не является частью глобальной сети грузоперевозок, констатирует эксперт.

И все же не все так плохо. Даже если проект не привлечет внимания международных операторов он может работать на экспорт-импорт. По данным службы статистики торговый оборот с потенциальными странами-участницами коридора в первом полугодии текущего года составил 6.8 млрд. долл. или 19% от объема всей внешней торговли Украины.

Источник: © Белый Воротничок

Темы: Украина транзит экономика

Комментарии 0

Написать комментарий

 
Отправить

Вход