Теневой рынок не дает бензину на украинских АЗС заметно подешеветь
|17:30|

Теневой рынок не дает бензину на украинских АЗС заметно подешеветь

Украинский премьер Арсений Яценюк в конце прошлого месяца сказал о необходимости проверки цен на бензин, и на следующий день Антимонопольный комитет тут же издал для компаний рекомендацию снизить цены до такого уровня, который был бы при наличии конкуренции.

По мнению экспертов, подобные методы воздействия на рынок топлива были весьма характерны и для предыдущей власти, и сейчас она вызывает множество вопросов.

Во-первых, из заявления Антимонопольного комитета следует вывод, что конкуренции в топливном секторе экономики в Украине нет, хотя на самом деле в стране более 10 нефтяных компаний, более 100 станций и огромное количество частных АЗС. В европейских странах в среднем по 6-7 компаний, однако там никто не жалуется на отсутствие конкурентного рынка.

Во-вторых, в тексте рекомендации много несостыковок. Например, неверно указаны названия юридических лиц и форм собственности, в перечне есть компании, которые на самом деле уже давно не работают на рынке под своим именем и передали свою сеть в аренду другим компаниям и т.д. Складывается ощущение, что сотрудники комитета просто взяли старые документы и слегка их обновили.

Однако специалисты считают, что даже не в этом суть проблемы. Дело в том, что украинский Антимонопольный комитет, в отличие от европейских, проявляет заинтересованность только тогда, когда цены слишком высокие, и их уже нужно снижать. Из-за этого на топливном рынке страны происходят перекосы, которые вызывают негативную реакцию власти и общества. А вот в Европе монополисты обращают внимание на то, когда цены низкие, так как это сигнализирует о том, что в цене не учтены налоги.

В цивилизованных странах обычно следят за тем, чтобы конкуренция была справедливой, так как это является залогом экономического процветания. В Украине же пока такого нет:разница в ценах на отечественном рынке такая большая, как нигде в Европе. Там все компании выходят на рынок с примерно одинаковыми ценами, так как они совершают закупки в одном и том же месте и платят аналогичные налоги. В Украине, казалось бы, все точно так же, однако на разных АЗС разброс цен может достигать 15%.

Представителей западных нефтеперерабатывающих компаний это удивляет и возмущает. В европейских странах 15%-я наценка на бензин – это предел возможностей, поэтому те, кто, к примеру, продает топливо на 15% дешевле, чем Shell, уже уйдет в убыток. В Украине многие продают бензин и дизельное топливо дешевле, однако вряд ли они работают себе в убыток. Как же так получается?

Ответ прост: они не уплачивают налоги. Сегодня в Украине размер налога в цене на бензин достиг 45% (НДС + акциз + налог с розничных продаж). Это примерно 9 грн при средней стоимости литра бензина 20 грн. Кустарные производители такой большой налог не платят, а потому имеют на рынке преимущество. Даже если просто не платить налог, к примеру, с каждого третьего проданного литра, уже будет возможность снизить цены и отбить клиентов у тех компаний, которые работают полностью легально. По предварительным подсчетам, в этом году теневой рынок топлива отнимет у госбюджета примерно 7 млрд грн при общем объеме рынка 800 тыс. тонн.

Именно такая ситуация должна беспокоить антимонопольщиков, так как здесь налицо пример нечестной конкуренции. Работникам не нужно проводить никаких расследований: факты все на поверхности, и компании, торгующие дешевым бензином, даже не стесняются рекламировать себя.

Кроме того, наличие теневого рынка пагубно влияет на возможности снижения цен на бензин в условиях падения цен на нефть на мировом рынке. К примеру, когда нефть дешевеет, то крупные компании, которые уплачивают все налоги и, соответственно, продают бензин дороже, видят в этом возможность хоть немного заработать и тем самым «отбить» свои убытки в борьбе с теневыми компаниями. Поэтому они не торопятся снижать цены на свою продукцию, сохраняя разницу с дешевым топливом на уровне 2-3 грн.

В условиях действительно честной конкуренции рынок гораздо быстрее и активнее реагировал бы на внешние изменения, так как известно, что снижение цен – это привлечение новых потребителей. В Украине же эффект от такого рыночного снижения не столь велик, так как у теневых компаний всегда есть возможность опустить цену еще ниже. Следовательно, первостепенной задачей АМКУ является наведение порядка с уплатой налогов и не использовать старые обкатанные схемы работы с нефтяными компаниями.

Источник: © Белый Воротничок

Темы: Украина нефть бензин

Комментарии 0

Написать комментарий

 
Отправить

Вход