Форекс в профиль или отстройка от конкурентов

В условиях стагнации российского фондового рынка все больше его членов посматривают в сторону розничного Форекс. Рынок почти не ощутил на себе влияние финансового кризиса. Его простота, доступность и технологичность благоприятствуют как росту самого рынка, так популярности и стабильному спросу на услуги форекс-компаний.

Из-за низкой финансовой грамотности населения, начинающие инвесторы не всегда разбираются с том, что такое акция, облигация и другие финансовые инструменты фондового рынка, а что такое валюта знают все. Инструменты рынка Форекс зачастую становятся первым шагом на финансовый рынок и помогают новичкам разобраться в механизмах его работы. Это способствует развитию российского сегмента рынка Форекс, открытию большего количества форекс-подразделений в инвестиционных компаниях и банках, обеспечивает полный пакет финансовых инструментов для клиентов и позволяет российским профучастникам финрынка стать более конкурентоспособными. Тут и встает вопрос, как привлечь клиентов в условиях обостренной конкуренции? Ответ дают маркетологи — отстройка от конкурента. Так появились термины «банковский форекс», «кухни» и «реальный форекс».
Практическое отсутствие законодательного регулирования рынка Форекс в России создает сегодня равные условия работы для всех: форекс-компаний, подразделений банков или инвестиционных холдингов. Российские лицензии профучастников не дают им никаких преференций перед форекс-компаниями, подавляющее большинство которых имеют лицензии зарубежных юрисдикций. Аффилированность форекс-подразделения с российским лицензируемым финансовым институтом становится удобным инструментом продвижения и сильным психологическим посылом для работы с клиентами. Неслучайно, в последнее время участились критика сформировавшегося рынка Форекс услуг и организации бизнес-процессов форекс-компаний, после которых критики открывают свои форекс-подразделения. Так, одна из компаний вышла на Форекс сразу после своей антифорексной публикации. При этом, руководство компании так и не смогло разъяснить, в чем заключаются конкурентные преимущества их форекс-подразделения.
А банковский Форекс действительно существует. Крупные банки совершают операции на международном рынке Форекс с фактической поставкой валюты. Несколько лет назад была предпринята попытка создания «банковского форекса» одним крупным российским инвестиционным холдингом. Но по сути, этот банк был проводником услуг компании-нерезидента по схеме white label (WL), хотя договоры клиенты подписывали с резидентом РФ и могли рассчитывать на судебную защиту, а сам банк принимал на себя клиентские средства и выступал налоговым агентом. Впоследствии эта схема была трансформирована, а действующие клиентские соглашения переоформлены на компанию, зарегистрированную на Кипре.
«Кухнями» называют компании, которые принимают на себя все рыночные риски и не выводят сделки клиентов на внешний рынок. Такие компании могли разориться, если бы клиенты начали зарабатывать. Сегодня на рынке доминируют компании, обладающие значительными собственными средствами и передовыми технологиями. До некоторого уровня компания принимает риски на себя, рассчитывая на собственный капитал, однако, начиная с другого уровня или особо рисковых событий, компания передает риски внешним поставщикам ликвидности.
Для того чтобы клиенту быть уверенным в том, что он доверяет свои деньги не «кухне» ему надо убедиться, что у компании есть типы счетов «NDD» (Non-Dealing Desk), сделки на которых осуществляются вообще без участия дилера. Распространение «мифов» о манипуляции ценами и сдвигах котировок против клиентов также демонстрирует слабое понимание сути бизнес-процессов форекс-компаний. Профучастникам рынка форекс невыгодно «плохо» показывать рынок, так как многочисленная группа профессиональных трейдеров имеет счета в нескольких компаниях и использует малейшие погрешности котировочного потока для заработка.
Итак, предлагаемая схема работы «банковского» или «реального» форекса у банков и инвестиционных компаний ни с правовой, ни с технологической позиции принципиально не отличается от схемы добросовестных форекс-компаний давно и успешно работающих на этом рынке. Торговые условия так же не могут быть принципиально лучше, так как серьезная конкуренция давно уже практически не оставила пространства для демпинга. Если же финансовый институт выходит на этот рынок по схеме WL, условия для клиента могут быть только хуже, так как в этом случае аффилированная структура банка или инвестиционной компании практически является лишним посредническим звеном. Так что обогатиться на Форекс, как говорят профучастники фондового рынка, действительно нельзя, можно только заработать.
В ЦРФИН теперь есть своя собственная примета: если в медиа-пространстве появляется критиканский материал о бизнес-процессах в форекс-компаниях, то в самом скором времени авторы объявят об открытии своей компании или форекс-подразделения.
Вадим Виноградов, председатель правления ЦРФИН