WSJ: Бензин мог бы быть еще более дешевым -3-

(В статье, опубликованной в 13.09 мск, в последнем абзаце, анализируются показатели прибыли, а не выручки. Исправленный текст приведен ниже)
(С продолжением)
Цены на бензин снижаются медленнее цен на нефть. Это показывает, что потребители не могут в полной мере воспользоваться падением цен на сырьевые товары.
Обычно цены на бензин растут и снижаются вместе с ценами на нефть. Однако в последнее время цены на нефть падают намного быстрее цен на бензин. Согласно данным правительства США и отраслевых источников, автомобилисты в этом году потратили на бензин примерно на 1 млрд долларов больше, чем если бы цены на топливо падали теми же темпами, что и стоимость нефти.
Цены на бензин regular примерно за последние 12 месяцев упали более чем на 28%, составив в среднем 2,18 доллара за галлон. Для сравнения, цена нефти Brent за тот же период снизилась более чем на 50%, примерно до 50 долларов за баррель.
Одной из причин такого расхождения является более высокая прибыль компаний, перерабатывающих нефть в бензин. На прошлой неделе Valero Energy Corp., Tesoro Corp. и Marathon Petroleum Corp. в общей сложности сообщили об увеличении прибыли за 3-й квартал на 1,27 млрд долларов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Прибыль Exxon Mobil Corp. в нефтеперерабатывающем сегменте удвоилась, составив 2,03 млрд долларов.
Нефтеперерабатывающие компании тратят меньше на нефть, однако реализуют нефтепродукты по сравнительно выгодным для них ценам. В этих компаниях замечают, что стараются в этом году успевать за ростом спроса на бензин, поскольку автомобилисты увеличивают объем поездок на фоне более низких цен на бензин и улучшения экономической ситуации. Между тем, несколько внеплановых остановок НПЗ, например в Калифорнии и на Среднем Западе, ограничили объем предложения.
«Цены на бензин, которые потребители платят на заправках, определяются рынком и рыночными условиями», – сообщила представитель Tesoro.
Этот диспаритет показывает, что потребители не могут полностью воспользоваться падением цен на сырьевые товары. Ряд продукции, от покрышек до хлеба и хлопчатобумажных рубашек, стали более дорогими, тогда как пшеница, топливо, кукуруза и другие сырьевые товары подскочили в цене, а затем упали за прошедший год. Даже печенье, которое продают девочки-скауты, в этом году выросло в цене на 15% до 4 долларов за коробку ввиду «растущей стоимости ингредиентов и транспортировки». Но цены на многие потребительские товары снижались не так быстро, как их составляющие.
«Что касается розничных цен на бензин, то мы наблюдаем феномен быстрого роста и медленного снижения», — говорит Джеймс Суини, экономист Стэндфордского университета, который является членом энергетической комиссии Калифорнии, которая изучает скачки цен на бензин в этом штате.
Когда цены на сырую нефть и оптовые цены на бензин растут, цены на заправке обычно подскакивают вверх через несколько дней. Когда цены растут, потребители могут отъехать от своего маршрута до пяти миль, чтобы сэкономить несколько центов с галлона. Поэтому существуют пределы, до которых могут вырасти розничные цены, говорят в ассоциации розничной торговли, представляющей владельцев заправочных станций. Водители проявляют меньше усилий для экономии, когда цены падают, что дает розничным компаниям больше пространства для получения прибыли.
С 2000 года до 2014 года бензин в среднем продавался на 95 центов выше цены галлона нефти Brent. На это указывают данные Минэнерго. За последние 12 месяцев этот разрыв вырос до 1,16 доллара. В среднем эта разница составляет более 20 центов. Если это умножить на 135 млрд галлонов бензина, проданного за прошедший год в США, то сумма составит 25 млрд долларов.
«Эта разница выше, чем это было с 1970-х годов, — говорит Том Клоза из Oil Price Information Service. – Вопросов не может быть – бензин должен быть дешевле».
Он и другие аналитики, а также руководители компаний в этой отрасли говорят, что повышение цен в Калифорнии, Чикаго и в других регионах вызвало рост средней цены по стране.
(Продолжение)
«Кроме того, летом цены (на бензин) обычно растут», — полагает Линн Уэстфол, который в данный момент работает на Минэнерго США. Это происходит потому, говорит аналитик, что люди чаще передвигаются на автомобилях, и НПЗ летом приходится добавлять в бензин дорогостоящие присадки, чтобы снизить уровень выхлопа и смога в городах.
Джеймс Сток из Гарвардского университета предполагает, что с 15 августа автолюбители заплатили за бензин на 1-2,5 млрд долларов больше, чем можно было ожидать, даже без учета необычайно высоких цен на топливо в Калифорнии и некоторых других факторов. Сток измерил разницу между оптовыми и розничными ценами, а также учел стоимость этанола, который производится из растительного сырья и почти всегда добавляется к обычному бензину.
Между тем, потребители бензина на большей части территории США спокойно относятся к текущим ценам, которые в данный момент относительно низкие.
«Автолюбители рады (низким ценам), поэтому нефтяные компании могут получить больше доходов без существенного давления на потребителей», — отметила Анджи Диас, директор одной из прачечных в Нью-Йорке.
Каждый день ее путь от дома до работы составляет около 15 миль, а счет за бензин за неделю для нее снизился с 65 до 44 долларов. «Это довольно большая экономия, — говорит она. – Цены кажутся очень низкими. Я и не предполагала, что они могут упасть еще сильнее».
Благодаря низким ценам на топливо в первые 8 месяцев 2015 года американцы проехали на автомобилях рекордные 2,09 трлн миль, сообщили в Министерстве транспорта США. Потребление бензина за этот период выросло на 3%. Представители НПЗ отметили, что им пришлось поддерживать устойчиво высокий уровень переработки нефти для того, чтобы поспеть за спросом на топливо.
На прошлой неделе в компании Valero сообщили, что в 3-м квартале этого года ее подразделение по нефтепереработке получило операционную прибыль в 2,3 млрд долларов против 1,7 млрд долларов в 3-м квартале 2014 года. С каждого барреля нефти Valero получила 14,38 доллара прибыли, против 11,81 доллара в аналогичный период прошлого года. Генеральный директор компании Джо Гордер отметил высокую маржу и хороший спрос и предположил, что в 4-м квартале спрос также будет оставаться сильным.