Пт. Апр 19th, 2024

Ситуация в экономике Японии лучше, чем кажется -4-

By admin Окт7,2015

(С продолжением)
Поступающие в последнее время негативные данные возобновили опасения относительно того, что Япония вновь возвращается к знакомой для себя роли пациента в мировой экономике. ВВП страны сократился во 2-м квартале и, возможно, в 3-м, что подходит под определение рецессии. Инфляция же замедлилась и приблизилась к нулю.
Многие могут подумать, что «Абэномика» не оправдала себя, но они ошибаются.
Абэномика, программа радикального стимулирования, введенная премьер-министром страны Синдзо Абэ, оказалась более успешной, чем считают многие. Конечно, ее успех довольно непрочен, и властям Японии предстоит еще сделать многое для закрепления достигнутых результатов.
Абэ победил на выборах в 2012 году благодаря трем «стрелам»: денежно-кредитному стимулированию, направленному на борьбу с дефляцией, краткосрочному налогово-бюджетному стимулированию, сопряженному с уменьшением долгосрочного долгового бремени, и структурным реформам, которые должны были способствовать ускорению темпов роста экономики страны в долгосрочной перспективе.
В начале 2013 года новый управляющий Банка Японии Харухико Курода выпустил первую стрелу, начав массивную программу покупки государственных облигаций, которая должна была способствовать ускорению инфляции до целевого уровня 2% в течение двух лет. На тот момент индикаторы инфляции находились на негативной территории. Эта программа была названа «количественным и качественным смягчением».
До достижения этого целевого уровня еще далеко, но не настолько, насколько это может показаться. Инфляция в Японии составляет 0,2%, но на нее оказывают сильное понижательное давление падающие цены на нефть. Базовый-базовый индекс потребительских цен Банка Японии не учитывает цен на энергоносители, свежие продукты питания и последствия повышения налога на потребление в прошлом году. Этот индикатор в августе вырос на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, продемонстрировав самое сильное повышение с 2008 года. В целом цены на товары растут, а не падают, а ежедневный индекс инфляции в реальном времени, основанный на данных супермаркетов, повышается самыми быстрыми темпами с 2009 года.
Более того, существуют признаки некоторого оживления заработной платы. Базовая заработная плата членов профсоюзов увеличилась на 0,7% в течение финансового года, завершившегося в марте, что стало самым значительным ростом с конца 1990-х годов.
Сокращение ВВП Японии также не столь катастрофично, как могло бы показаться. Из-за того, что в стране уменьшается рабочая сила, а темпы роста производительности низки, «потенциальный» рост экономики не превышает 0,5%. Это означает, что слабый шок, такой как повышение налогов в прошлом году или сокращение экспорта в Китай, может более легко спровоцировать сильное замедление роста экономики, но не вызвать циклического спада.
Более наглядным индикатором состояния здоровья экономики страны является безработица с учетом коррекции на сокращение рабочей силы. Она снизилась с 4,1% на момент начала программы качественного и количественного смягчения до 3,4% в настоящее время. В отличие от ситуации в США это происходит не из-за уменьшения доли экономического активного населения. Доля экономически активного населения в Японии увеличилась с 2012 года, в основном благодаря росту числа трудоустроенных женщин или же пожилых граждан.
На фоне умеренного роста экономики и повышения цен номинальный ВВП Японии, т.е. все произведенные в стране товары и услуги без коррекции на инфляцию, увеличивается с начала программы количественного и качественного смягчения. В течение нескольких предыдущих десятилетий номинальный ВВП страны стагнировал. Если номинальный ВВП продолжит расти в условиях почти нулевых процентных ставок, то это приведет к значительному снижению государственного долга Японии, который в настоящий момент приближается к 250% от ВВП страны.
Едва ли это можно назвать ошеломляющим успехом. Экономисты Джошуа Хаусман и Йоханнес Виланд отмечают, что частные аналитики ожидают такого же роста ВВП Японии в ближайшие годы, как и до введения «Абэномики». Они не нашли доказательств того, что чистые должники или же молодежь более активно увеличили расходы в ответ на денежно-кредитное стимулирование, хотя подобного результата можно было ожидать. Ослабление иены не привело к буму торговли или серьезному ограничению импорта.
Почему «Абэномика» не принесла более серьезных результатов? Отчасти, это можно объяснить простым невезением. Замедление Китая негативно отразилось на экспорте Японии, а на фоне падения цен на нефть труднее убедить компании и домохозяйства в устойчивом ускорении инфляции. Абэ тоже отчасти виноват. Повышение налога на потребление в прошлом году спровоцировало замедление роста экономики, а правительство осуществило мало структурных реформ, которые могли бы его подстегнуть.
(Продолжение)
Вероятно, это вскоре изменится. На этой неделе было подписано соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, что указывает на готовность Абэ принимать непопулярные с политической точки зрения решения для того, чтобы подстегнуть конкуренцию в неэффективных секторах экономики Японии. «Самое время для инноваций и для того, чтобы сделать шаг в сторону нового, открытого мира», — сказал Абэ на этой неделе.
Самой большой проблемой является то, что несмотря на ускорение инфляции темпы роста заработной платы не торопятся ускоряться. Десятилетие дефляции заставило компании позабыть о широкомасштабных повышениях зарплат каждой весной. Все чаще компании Японии предлагают неполную и временную занятость сотрудникам, которые получают меньше гарантий и более низкую плату, чем постоянные сотрудники с полной занятостью. У работников все меньше рычагов для переговоров с работодателей, и им все сложнее добиться повышения заработной платы даже на фоне исторически низкой безработицы и высоких прибылей. С таким феноменом столкнулись и США.
Изменение подобной динамики является самой сложной задачей для Японии. Абэ оказывает давление на компании в сторону увеличения заработной платы и наращивания основного каптала, а также призывает их создать большее число рабочих мест с полной занятостью. Но для того, чтобы компании согласились на это, вероятно, потребуется еще более низкая безработица и уверенность в том, что рост экономики не остановится вдруг из-за несвоевременного повышения налогов или рецессии мировой экономики. Безусловно, Абэ может избежать первого, но второе не в его власти.

By admin

Related Post